Современный
Контемпорари (англ.contemporary – современный), как понятие стиля интерьера относят ко всему новому в сегодняшнем дизайне, что не вписывается в жесткое определение хай-тека или минимализма.
Общая характеристика стиля Современный
Современный - стиль интерьера, в котором трудно распознать ту или иную стилистику.
Интерьеры в стиле современный нельзя отнести и к традиционным стилям, цитирующим исторические эпохи, но при этом они соответствуют современным требованиям комфорта, простоты, функциональности и доступности. Итальянцы называют его «модерно» за приверженность к новым идеям и технологиям.
Контемпорари – стиль массовый и доступный. Он подойдет всем, кто предпочитает простоту, удобство, практичность и любит менять обстановку полностью или частично каждые 5- 7 лет. Он близок и понятен большинству, достаточно прост в исполнении. Основной принцип контемпорари – удобство, простота, функциональность и доступность.
Своеобразие Контемпорари в том, что он, как правило, проявлялся в интерьере спонтанно, а не в результате продуманной дизайнерской идеи. Отсюда его эклектичность и «живучесть».
Основные черты стиля Современный
- удобство, простота, функциональность и доступность;
- легкость компоновки, взаимозаменяемость предметов интерьера;
- пропорциональные линии, элементы различных этнических и классических форм;
- встроенные шкафы, разнообразные стелажи и полки, мебель массового производства.
История стиля Современный
Все началось после Второй мировой войны, на основе скандинавского стиля с идеей массового производства мебели и предметов обихода по доступным ценам и приемлемого качества, когда появился символ эпохи – пресловутая мебельная стенка в гостиной.
Появлению стиля «контемпорари» предшествовали идеи конструктивистов В. Кандинского, К. Малевича, а также идеи Баухауз В. Гропиуса и Л. Мс ван дер Роэ. Они стремились предложить людям мебель высокого качества, и в то же время доступную, очень продуманную в техническом отношении и одновременно элегантную. Идеологи Баухауз стремились к осуществлению синтеза всех искусств в поиске новых форм. Им это настолько удалось, что предметы интерьера, разработанные чуть ли не сто лет назад, сегодня выглядят современно и актуально.
Люди с достатком, как правило, пытались воссоздать атмосферу респектабельности за счет педантичного соблюдения традиционных канонов. Но массы переосмысливали их на новом уровне и адаптировали к современному образу жизни. Дух полюбившейся эпохи воссоздавался в современных интерьерах за счет выразительных деталей и элементов декора. Это смягчало безжизненность функционализма, стерильность минимализма, индустриальность хай-тека. Жилища становились как-то теплее, душевнее и традиционнее. Так родился «стиль стилизаций» – contemporary-styled.
С середины XX века интерьеры в стиле «контемпорари» (кстати, этим термином дизайнеры обозначают любой стиль, лишенный очевидной принадлежности к прошлым историческим эпохам, но напоминающий о них) широко распространились во всем мире и, похоже, не исчезнут, не устареют еще очень и очень долго.
Хотя стиль «контемпорари» многолик и разнообразен, он оказался подвержен эволюционным изменениям. И, кстати, основные черты, присущие ему в то или иное десятилетие, вызывают сегодня своей специфической выразительностью интерес дизайнеров интерьера.
Так, например,
«контемпорари» 50-х годов XX века во всем мире был под влиянием минимализма. В квартирах было мало вещей, да и те были легкими, очень непритязательными по силуэту. Правда, при этом мебель была достаточно яркой: в сочных и свежих тонах. В советских интерьерах в этот период сложилась прямо противоположная ситуация. У нас в стране в послевоенные годы утвердился «сталинский ампир», который как бы компенсировал годы лишений своеобразной строгой роскошью. В это время были построены дома с просторными квартирами и высокими потолками, украшенными лепниной. Люди с удовольствием украшали «хоромы» массивной мебелью из натуральной древесины, тяжелыми и сложными драпировками из шелка, хрустальными люстрами, коврами, бронзой, зеркалами.
В 60-е годы советский интерьер шел по западному пути. В моде была невысокая корпусная мебель на тонких ножках, рожковые люстры и бра, характерные чувственные очертания мягкой мебели. Все это было низеньким, компактным и уютным. Самое дорогое и стильное украшение интерьера – дефицитные книги и редко встречающаяся роскошь – коллекция виниловых джазовых пластинок.
В 70-е годы на Западе в моду вошел поп-арт с его насмешкой над массовой культурой. В советском интерьере больших изменений не произошло, разве что достать новую мебель стало сложнее, поэтому квартиры наполнялись по принципу «что удалось достать» и становились все более эклектичными.
Особенности стиля Современный
Мода на 60-е вернулась и теперь в магазинах легко можно найти привычные образцы мебели, пересмотренные и адаптированные под требования сегодняшней жизни. Это легкие этажерки, кушетки, стенки, встроенные шкафы и стеллажи, пуфы, спальные гарнитуры и пр. Огромные супермаркеты имеют такой ассортимент товаров, что предоставляется возможность купить практически всю обстановку жилища «под ключ», не покидая магазина.
В ущерб декору такой стиль добивается легкости и элегантности за счет пропорционально выверенных лаконичных линий, при этом в нем можно найти элементы различных этнических и классических форм.
Мебель
Простая удобная и мебель, пожалуй, самая важная составляющая стиля современный. Корпусная мебель секционная, трансформирующаяся, модульная с гладкими поверхностями, четкими линиями и геометрически правильными формами. Широко используются встроенные шкафы и мебельные стенки. Мягкая мебель, напротив, имеет обтекаемые контуры. Такое сочетание прямых и плавных линий – особенность стиля, позволяющая сгладить сдержанность и деловитость современного интерьера, придать ему мягкость комфорта и тепло домашнего уюта.
Не удивительно, что чаще всего мебель этого стиля изготовлена из МДФ, недорогой древесины, белого металла и стекла, цветного пластика. Со времен Баухауса не теряет актуальности требование высокого качества изделий, так что все эти «скромные» материалы должны быть тщательно обработаны, чтобы мебель была надежной, долговечной и экологически безопасной.
Чтобы мебель получалась удобной, недорогой и эстетичной, производители придают ей безыскусные формы. Привлекательность достигается не за счет обильного декора или фактурной выразительности материала, а за счет элегантных очертаний – округлых и обтекаемых.
Кстати, по этой же причине мебель «контемпорари» редко бывает украшена сложным орнаментом (разве что, его удобно «штамповать» на машине). Зато в ней часто присутствуют цветовые акценты, например, блеск металла и насыщенные простые цвета: черный, белый, красный, желтый, синий. Вообще, вещи в стиле «контемпорари» должны иметь «нейтральный» облик, чтобы не казаться «шикарными» или «дешевыми», «старинными» или «слишком новыми».
Функциональность обстановки объясняется, прежде всего, необходимостью разместить ее в ограниченном пространстве городской типовой квартиры. Так появились «трансформеры» и «модули» стандартных размеров и геометрии, оптимизирующие пространство. Традиционное ложе уступило место раскладывающемуся дивану или креслу-кровати. Стулья легко ставятся один на другой, как детская игрушка-пирамидка: гости разошлись, и легкая конструкция перемещается в кладовку, чтобы не занимать место. Книжный шкаф в одной из своих секций скрывает откидной или выдвижной письменный стол. Этажерка для книг и цветов легко превращается в мобильную перегородку… И это далеко не полный перечень возможностей мебели в стиле современный.
Обязательный элемент интерьера этого стиля – системы хранения вещей, ведь в условиях ограниченного пространства бывает очень трудно разместить весь тот скарб, с которым человек идет по жизни. Так что не обойтись без скрытых и открытых ящиков, полочек, стеллажей и, конечно, без мебельной стенки – мечты любого нормального советского человека. Закрытые ящики, как правило, предназначены для хранения «полезных» вещей, которые не принято выставлять напоказ. Зато открытые предназначены для дорогих сердцу «сокровищ»: книг, сувениров, фотографий, безделушек. И в этом мы видим еще одно свидетельство того, что аскетичные ультрасовременные направления дизайна противоречат природе человека. Человек – не «перекати-поле»: ему нужна почва и корни, то есть «памятки» и символы прошлого. Стиль современный тем и хорош, что позволяет каждому создать и продемонстрировать в интерьере свою частную историю.
Положительные черты стиля современный – легкость компоновки, взаимозаменяемость предметов интерьера, возможность трансформаций и интеграции мебели в уже существующую планировку. Недостатки – некоторая холодность, однообразность и безликость. Кажущаяся «безликость» предметов интерьера в стиле «контемпорари» позволяет максимально проявить индивидуальность хозяина дома. В отличие от «классики», в которой мебель «солировала» на фоне стен, пола и аксессуаров, обстановка contemporary-styled сама по себе является нейтральной основой для воплощения декораторских фантазий. Текстильные аксессуары, яркие детали, коллекции картин и скульптур, необычные светильники, отделочные материалы – все это открывает простор для самых причудливых стилизаций. Так, например, стены, оклеенные обоями в вертикальную полоску, и несколько «античных» ваз и светильников воссоздадут дух классицизма. Растительный узор на обоях и шторах, кисти и драпировки заставят вспомнить о барокко. Однотонные стены, украшенные пейзажами, небрежные складки пледов и портьер, множество уютных уголков и безделушек придадут интерьеру романтический характер. Несмотря на вполне современную мебель, такие интерьеры смотрятся по-настоящему «классично».
Колористическое решение. Особых требований к цветовой гамме нет. Существует несколько вариантов в выборе цвета на основе светлых стен и потолков – мебель приглушенных цветов (коричневая, графитно-серая, темно-синяя) с яркими акцентами ваз, ковров и статуэток; или изначально яркая мебель насыщенных цветов (желтая, красная, зеленая), создающая легкое позитивное настроение.
Материалы. Для создания стиля современный используются разнообразные отделочные материалы, но при этом преобладают искусственные. В качестве напольного покрытия чаще всего выбирают ламинат, предпочтительно светлых оттенков. В мебели и декоре присутствуют стекло и хромированный металл.
Сам по себе
стиль современный не исключает присутствия элементов других стилей, напротив, этот стиль при необходимости может служить нейтральным фоном для новых интерпретаций других стилистик – этно, классики, ретро. Мебель массового производства легко трансформируется, что позволяет легко менять интерьер.
Одна из важных тенденций стиля современный – объединение пространства (хотя для советских интерьеров это не было характерно). Желание людей получить на ограниченной площади максимальный простор выражается в принципах открытой планировки и визуальных приемов зонирования.
В качестве «границ» между разными функциональными территориями используются модульные конструкции, мебель, ширмы и занавески, изменение уровня или покрытия пола, высоты потолка и тому подобных элементов. При этом из каждой конструкции извлекается максимальная польза. Одна из трудностей для дизайнера, работающего с этим стилем – необходимость скрупулезно рассчитывать пространство, чтобы точно подогнать каждый предмет интерьера на место, отведенное ему судьбой. Здесь все продумано и взвешено, что роднит стиль современный с античными представлениями о гармонии пространства.
Предельная функциональность требует учитывать образ жизни и персональные особенности обитателей данного помещения. Именно поэтому интерьеры contemporary-styled всегда неповторимы. В этом и состоит парадокс «контемпорари»: на основе стандартных, самых обычных вещей создается оригинальная среда, выражающая неповторимость человека. Стиль дает дизайнеру такую же свободу, какую дает ребенку игрушка-конструктор: вроде бы все детали одинаковые, а возможных комбинаций – не перечесть.
Основным полигоном для применения стиля современный кроме малогабаритных квартир стали офисные помещения. Они располагают к себе аккуратностью, строгостью, кажущейся исполнительностью, одновременно не отталкивая ни любителей классики, ни приверженцев стиля хай-тек. С точки зрения эргономичности и удобства рабочего места – этот стиль просто идеален, а огромное количество мобильных конструкций и модульных элементов позволяет любому сотруднику выразить свою индивидуальность при организации рабочего места. Цветовая гамма офиса в стиле современный - нейтральная, преимущественно пастельных тонов. Яркими пятнами могут стать картины на стенах или же элементы фирменного логотипа.
По материалам блога homy.com