Петербург – город многогранный. Под разным углом зрения он выглядит то роскошным и праздничным, то сумрачным и даже фантасмагоричным. А за парадной оболочкой из белых ночей, дворцов и императорских резиденций прячутся глубинные слои живого, настоящего города. Именно он и вдохновил дизайнеров студии «Ди Арт» на создание интерьера, в котором соединились старина и современность, красота и практика жизни.
Интерьер в духе Петербурга – примерно так заказчик охарактеризовал стиль будущего интерьера. Подобные пожелания – не редкость, и наверное, каждый дизайнер хоть раз творил по такому «техническому заданию». Что интересно – проекты получаются абсолютно разные и совершенно не похожие друг на друга.
Чаще всего возникает тема классического Петербурга – в городе роскошных дворцов и богатых музеев идеей красивой жизни среди колонн и лепных карнизов мгновенно заражаются и жители, и заезжие гости. Но по мере узнавания объекта представление о нем меняется и становится более сложным. За Петербургом эпохи классицизма и ампира прорисовывается обширный пласт периода историзма, открывается Петербург Гоголя и Достоевского… Наконец, за чередой стилей появляется образ современной, амбициозной Северной столицы, идущей, пусть иногда и робкими шагами, в день завтрашний.
Из всего многообразия петербургских картин самыми дорогими для владельца этой квартиры стали совсем не открыточные дворцовые виды, а суровый облик Петропавловской крепости – символичное место, где родился город, а сегодня работает музей с современными выставками и инсталляциями. Красный кирпич на фоне жемчужно-серого неба, длинные горизонтали с редкими вертикалями шпилей соборов, слившиеся воедино прошлое и настоящее – таким полюбился Петербург клиенту студии «Ди Арт», человеку из сферы науки и культуры, жителю Москвы, часто приезжающему сюда на отдых и в командировки. В своем доме он хотел видеть частичку старины – но совсем не театр с классическими декорациями, а отражение своего индивидуального представления о городе. Его взгляд на Петербург и составил смысловое зерно проекта, определил его стилистику и настроение.
Современность и немного классики
Интерьер квартиры получился очень сдержанным и лаконичным. На первый взгляд, в нем больше современности, чем классики. Но без истории не обошлось: как и сам дом – новое вкрапление в старинную застройку Петроградской стороны, – внутренняя обстановка демонстрирует преемственность культуры. В гостиной и столовой появилась будто настоящая, сохраненная кирпичная кладка. На самом деле это современная клинкерная плитка с искусственно состаренной поверхностью и в точности воспроизведенными старинными клеймами. Все цвета интерьера – красный, белый, бежевый, коричневый – «по-петербургски» приглушили, создав ощущение белой ночи с легким туманом, уютно окутывающим все пространство.
Об авторах проекта:
Татьяна Лукьянец и Наталья Петросян окончили Художественно-промышленную академию им. Мухиной. С 1998 года активно занимаются проектированием интерьеров. Авторы десятки реализованных проектов жилых и общественных интерьеров. В настоящее время работают ведущими дизайнерами студии «Ди Арт».
И даже современная мебель – фасад кухни, кровать с вытянутым изголовьем, полочки и гардеробные шкафы с тонкими графичными линиями словно повторяет горизонтальный силуэт города. И все это на фоне старинных зданий за окнами дома.
Классика, пусть даже и современная, требует симметрии. С этой целью прихожую освободили от «катакомб» из подсобных помещений, и теперь жилые покои предваряет холл, композиционный центр которого оформлен оригинальной розеткой. Прямо по курсу – ванная комната, слева – спальня, справа расположены кухня и столовая, а также небольшой гостевой санузел.
Одним из основных пожеланий заказчика было использование натуральных, экологически чистых материалов. Татьяна Лукьянец и Наталья Петросян сочетали в проекте кирпич и керамогранит, дерево и штукатурку, нарочито грубый лен и плотный шелк. Массивная дубовая доска, уложенная в жилых комнатах, в холле сливается с камнем в оригинальную плетенку. Готовую плитку из керамогранита с такими деревянными вставками выпускает итальянская компания, но чтобы получить задуманный рисунок, да еще и вписать его в нужные размеры, пришлось долго трудиться над подрезкой материала.
Изменяя пространство
Самым важным пунктом при разработке интерьера квартиры стало обеспечение комфорта и максимального удобства для каждого жителя квартиры. Здесь сделано все, чтобы люди не мешали друг другу, даже если к хозяевам приедут друзья или родственники. Каждая комната жилая: не только в спальне, но и в гостиной предусмотрены удобные спальные места. Несмотря на относительно небольшую площадь квартиры, в ней устроили два санузла – маленький гостевой туалет и ванную комнату с большим умывальником, биде и угловой ванной.
Достаточно узкие и длинные комнаты разделили на зоны таким образом, чтобы функциональное назначение и облик помещений можно было легко поменять. Например, при входе в спальню появилась гардеробная со шкафом и большим зеркалом, не видным с кровати. Дизайнеры студии «Ди Арт» сначала предлагали оборудовать полноценное помещение для хранения одежды и переодевания, но хозяева, не обремененные большим количеством вещей, отказались от этого решения. Разумным компромиссом стал вместительный шкаф, отделенный от зоны сна светлой полупрозрачной шторой, которую можно поднять и, таким образом, расширить пространство.
Cамым важным пунктом при разработке интерьера стало обеспечение комфорта и максимального удобства для каждого жителя. Здесь сделано все, чтобы люди не мешали друг другу, даже если к хозяевам приедут друзья или родственники.
Так же легко трансформируется гостиная. Эту изначально темную комнату с одним окном объединили с кухней-столовой, и получилось просторное, светлое, гармоничное и более пропорциональное помещение.
Если же человек здесь отдыхает или работает, то уединиться можно, сдвинув широкие стеклянные двери-перегородки, расположенные симметрично с обеих сторон. Матовое стекло дверей хорошо пропускает свет, и возникает ощущение, что в гостиной не одно, а целых три окна. Интерьер кухни и комнаты решен в одном ключе, поэтому помещения воспринимаются единым пространством. Окна одинаково декорированы льняными шторами в полоску, сквозной линией проходит кирпичная отделка стен и вертикальное членение помещений широкой полосой опущенного по центру потолка – на кухне в нем прячется вентиляция, а в гостиной располагаются встроенные светильники.
Обилие света и преимущественно белый цвет отделки помогли зрительно расширить пространство и приподнять потолок. Для кухни достаточно узкого помещения – специально подобрали мебель с фасадами из светлого дуба и лаковыми панелями: она не «давит» своей массивностью, а наоборот, кажется легкой, воздушной, почти растворяющейся кверху.
Фрагменты совершенства
Гармоничный и цельный образ квартиры во многом формируется благодаря деталям. Если в интерьере продумано не только общее, но и частное, то каждый фрагмент становится незаменимой частью мозаики. Даже такие технические и утилитарные элементы, как подоконники и радиаторы отопления, участвуют в создании образа. Их часто незаслуженно забывают, но дизайнер Татьяна Лукьянец поработала и над их «имиджем».
Стальные трубчатые радиаторы, покрашенные в тон шторам в зеленоватый цвет, напоминают о старинной теме в интерьере. А подоконники, выполненные из дерева, можно использовать как столешницы. Большая часть мебели для квартиры выполнялась на заказ.
Знаковым для интерьера кухни стал обеденный стол с необычными деревянными ножками и стеклянной столешницей. На его создание дизайнеров вдохновил шедевр Жана Нувеля, известного французского архитектора. В деревянном исполнении, в отличие от металлического – в оригинальной версии, – сглажена хайтечная острота, и предмет выглядит более домашним. Другой элемент интерьера – полки в спальне, подходящие для размещения книг и предметов декоративно-прикладного искусства, – также созданы также по концепции Жана Нувеля.
Гармоничный и цельный образ квартиры во многом формируется благодаря деталям. Если в интерьере продумано не только общее, но и частное, то каждый фрагмент становится незаменимой частью мозаики.
Еще один мебельный акцент – антикварное кресло в гостиной. Привнести этот старинный элемент в интерьер петербургской квартиры предложил сам хозяин, но предмет слегка модернизировали: заново покрасили и обили той же льняной тканью, что и диван.
В будущем квартиру украсят графические работы и фотографии с видами Петербурга, и с ними интерьер приобретет еще более индивидуальное звучание. В гостиной же появятся часы, постоянное напоминание о непрерывной связи времен – в жизни города и его отдельно взятых жителей.
Проект: Татьяна Лукьянец, Наталья Петросян,
дизайн-студия «Ди Арт»
Текст: Анастасия Шестакова
Фото: Георгий Шабловский, Артур Петросян